Статьи

Полезные ссылки:

Мир художественного литья, история, технологии

Альбом художественного литья (Касли)

Уральский антиквариат

Художественное литьё

Художественное литьё — технологический процесс изготовления изделий (отливок) путем заполнения форм расплавленным металлом; процесс литья основан на способности металлов и их сплавов (бронза, латунь, чугун и др.) в расплавлен¬ном состоянии заполнять формы любой сложности, а после затверде¬ния и извлечения из формы сохранять полученную конфигурацию. Литьё поз¬воляет получать отливки сложных форм, больших и малых размеров и высокого качества как в единичных экземплярах, так и серийном производстве. Методами художественного литья переводятся из мягкого материала в металл произведения скульптуры, барельефы, ограждения, светильники, кабинетная скульптура и прочее. С развитием литейного производства художественное литьё постепенно выде¬лилось в отдельную отрасль, где при¬меняются специфические методы формообразования.

К наиболее перспективным и выгодным направлениям можно отнести литьё в песчаные смеси и литьё по выплавляемым моделям. При этом необходимо руководствоваться тем фактором, что литьё в песок является целесообразным для изготовления крупногабаритных и недорогих изделий, а литьё по выплавляемым моделям целесообразнее для изготовления пусть и не дешёвой, но более качественной малогабаритной продукции и мелкой пластики.

Искусство бронзового художественного литья

Художественное литьё из бронзы - способ изготовления изделий из жидкого металла едва ли не самый древний. Данные археологических раскопок свидетельствуют о том, что начало художественного литья относится к III в. до нашей эры. В то время отливали различные изделия из бронзы и предметы украшения из благородных металлов. Позже появился чугун. Из чугуна изготовляли пушки и ядра для них.

На территории нашей страны найдено много изделий художественного литья из бронзы и литых бронзовых предметов различного назначения, относящихся к разным эпохам. Для защиты от врагов требовались пушки, их изготовление было хорошо поставлено в Москве. Образцы, хранящиеся теперь в Московском Кремле, расцениваются как произведения искусства. В этих изделиях художественного литья из бронзы поражает чистота поверхности, тщательность и изящество отделки, грандиозность размеров. Известная бронзовая "Царь-пушка" массой 40 т отлита московским умельцем Андреем Чоховым в 1586 г., "Царь-колокол" массой 200т отлит из бронзы Иваном Моториным в 1733-1735 п. Обращает на себя внимание высокое качество художественного литья из бронзы, плотность структуры металла. В 1782 г. в Петербурге был открыт памятник Петру 1 - "Медный всадник". Эта величественная фигура всадника на коне была изготовлена из бронзы скульптором Э. М. Фальконе. Масса памятника 22,1 т. В верхней части фигуры толщина стенки не превышает 7,5 им, а в нижней - 22 мм, что говорит о высочайшем мастерстве мастеров художественного литья из бронзы.

Развитие всего литейного производства, а также и художественного литья из бронзы, вплоть до наших дней проходило по двум направлениям: изыскание новых литейных сплавов и новых металлургических процессов; совершенствование технологии и механизации производства.

Художественное литьё из бронзы - это одна из ответвлений художественного литья из медных сплавов. Так как бронза - это сплав меди с оловом (оловянные), а также с алюминием, марганцем, железом, свинцом и другими элементами (безоловянные).

В настоящее время художественное литьё из бронзы широко используется в украшении интерьеров. Металлические литые декоры (плитки) "Терралит", вставки в напольную и настенную плитку или керамогранит, - это тоже изделия художественного литья из бронзы. С годами на поверхности плитки образуется патина (плёнка, образующаяся на бронзе, меди, латуни при окислении), что придаёт внешнему виду изделия эффект благородной старины и утончённого изящества.

Литые эксклюзивные дверные ручки - это тоже изделия художественного литья из бронзы. Причём отливая изделия, а не штампуя, можно добиться эффекта старения, что является на сегодняшний день модной тенденцией.

Художественное литьё из бронзы заняло достойное место на рынке эксклюзивных изделий, оно имеет поклонников, несмотря на то, что бронза дефицитный и дорогой металл. Изделия художественного литья из бронзы обладают очень важным преимуществом - они делаются с перспективой на долгие годы, их можно передать по наследству, при этом ценность изделия возрастёт пропорционально пройденным годам, что свойственно любому произведению искусства.

Художественное литье - один из древнейших способов обработки металлов, заключающийся в заливке их расплавов в специально приготовленные формы, внутренняя полость которых соответствует конфигурации, подлежащей изготовлению отливки.

В древние времена для изготовления сложных изделий художественного литья использовали глиняные формы. Моделью изделия художественного литья служила восковая фигура, которую обмазывали глиной, оставляя отверстие для заливки металла и вывода газов. Форму прокалывали, при этом воск выплавлялся, она приобретала прочность, затем в неё заливали расплавленный металл.

Мастерством художественного литья хорошо владели скифы, населявшие около 2,5 тысяч лет тому назад Приднепровье и Приазовье. Отлитые ими с большим искусством золотые и бронзовые украшения хранятся во многих музеях нашей страны.

Широкое развитие художественное литье получило в Древней Руси и достигло расцвета в конце 12 начале 13 в.. Появились двусторонние формы из твёрдого камня с разветвлёнными литниковыми системами (системы, по которым подаётся расплавленный металл), позже - формовка в глине. Металл для создания изделий художественного литья плавили в тиглях. Производили медные бронзовые изделия - предметы домашнего обихода, украшения, оружие (стрелы, наконечники копий). В русских летописях за 1607г. упоминают о литых колоколах, установленных в Новгороде. Русские мастера-литейщики освоили также производство литых бронзовых пушек (15 век), что имело большое значение для защиты государства.

Мастерство русских литейщиков 16-18 в., особенно в изготовлении колоколов и пушек, считалось непревзойденным. До настоящего времени вызывают изумление украшающие Московский Кремль: "Царь-пушка" массой 38,4 тонн, отлитая Андреем Чоховым в 1586 г., и крупнейший в мире "Царь-колокол" массой около 200 тонн, изготовленный выдающимся мастером-литейщиком XVIII века Иваном Моториным (1735г.).

В 15 веке появляется новый материал, сразу же зарекомендовавший себя с положительной стороны в художественном литье - чугун, из которого в 1445г. литейщики начали делать украшения фасадов зданий, лестниц, фонарей, каркасов для скамеек и т.д., а также различные трубы, гири для весов. Чугун - очень прочный металл, не поддающийся ржавлению и окислению, и обладающий рядом достоинств по жидкотекучести. В технологии художественного литья 16 века применяли в основном для формовки кварцевый песок и смешанную с шерстью глину.

Позже вместо глины стали применять более прочный материал - гипс. Чем крепче модель, тем качественнее получится изделие художественного литья.

Замечательными образцами художественного литья, а именно, монументального искусства являются отлитые в России памятники, например "Медный всадник" - памятник Петру Первому, установленный на площади Декабристов в Ленинграде, или памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве.

В середине 18 века основы науки о металлах и художественном литье были заложены великим русским ученым М.В. Ломоносовым. Дальнейшее развитие эта наука получила в трудах основоположника металловедения, крупнейшего специалиста в области теории металлургических процессов, Д.К. Чернова. Неоценим также вклад в науку о промышленном и художественном литье металлургов А.С. Лаврова и Н.В. Калакуцкого, изучивших причины образования в отливках газовых раковин, внутренних напряжений.

В настоящее время всё шире внедряются в процесс художественного литья передовые способы литейного производства, созданные на научной основе. При этом большое внимание уделяется снижению трудоёмкости изготовления отливок и одновременно повышению их точности и качества поверхности. Всё большее распространение при изготовлении изделий художественного литья получают специальные виды литья, ранее применяемых только для изготовления промышленных деталей: в кокиль, под давлением, в оболочковые формы, по выплавляемым моделям и другие, обеспечивающие получение точных и качественных отливок и, следовательно, уменьшение затрат на обработку резанием.

Источник: decoworld.ru

Художественное литье из олова

Литье из олова известно человечеству с древнейших времен (рис. 1). Еще за 6 тысяч лет до нашей эры в Египте лили из олова украшения. Упоминания об этом металле встречаются в древнеиндийской, греческой, римской литературах. В античные времена в ходу были монеты и сосуды из олова.


Рис. 1

Занимались литьем из олова и на Руси. До нас дошли утварь, украшения, предметы культа времен Киевской Руси. В 8-15 веках ремесло это достигло большого развития на Украине, в городах Холм, Володимир, Перемышль, Луцк. В 15 веке в Киеве был основан литейный цех, вырабатывающий оловянные изделия.

Оловянное литье широко распространилось при Петре I. В те времена в быту пользовались оловянными пуговицами, кубками, посудой, встречались и медали из олова. Тончайшим узором скрепляли слюдяные пластинки в фонарях-светильниках. Однако в 18 веке литье из меди, бронзы, серебра постепенно вытеснило олово, и в наши дни орнаментальное литье, распространенное в древнерусском искусстве, почти забыто. Утрачены приемы этого интересного художественного промысла старины. Сегодня лишь отдельные художники кое-где работают с оловом.

Для художников-любителей, желающих попробовать свои силы в литье, олово представляет собой благодатный материал. Оно привлекает прежде всего своим красивым цветом, сходным с цветом серебра, своей технологичностью - низкой температурой плавления, легкостью тонирования, пластичностью, позволяющей легко гравировать, чеканить, "лепить" паяльником, добавляя или отнимая металл.

В умелых руках с помощью несложного оборудования серебристые слитки превращаются в выразительные, прекрасно передающие пластику миниатюры: скульптуры, медали, броши, браслеты, запонки, булавки для галстуков, в оригинальные рельефные или ажурные пуговицы и тому подобное. Ажурными или рельефными пластинами более крупного размера можно украсить шкатулки, декорировать дверные петли, ручки, замочные скважины. Пластины, наложенные на фон из дерева или камня, могут служить самостоятельными настенными украшениями. Наконец, из сборных деталей изготавливают достаточно крупные вещи: фонарики, бра, подсвечники, ларцы.

Оловянное литье легко дополняется разнообразной отделкой, такой, как чеканка, гравировка, тонирование. Нередко изделие декорируют вставками перламутра, бисера, янтаря, цветного стекла, камня, керамики. С той же целью применяют холодную эмаль - эпоксидный клей, смешанный с пигментами или художественными масляными красками.

Помимо функции чисто художественной, ювелиры и скульпторы-миниатюристы используют оловянное литье как промежуточный этап для перевода оловянной модели в более твердый металл - серебро, бронзу, чугун, мельхиор, нержавеющую сталь. Олово дает возможность более четко проработать мельчайшие детали, что недоступно моделям из пластилина или воска. Навыки работы с оловом позволяют в дальнейшем перейти к литью из более тугоплавких металлов.

Что нужно иметь художнику-любителю, чтобы начать заниматься этим увлекательным делом? Вот основные материалы и инструменты: олово или третник (сплав 2/3 олова с 1/3 свинца), пластилин и пчелиный воск для лепки моделей, гипс, мастика белая скипидарная для натирки паркетных полов (может быть заменена мыльным кремом для бритья), раствор медного купороса с марганцовокислым калием, самодельная центрифуга (рис. 2), миниатюрные чеканы, сделанные из вязальных спиц.


Рис. 2

Существует несколько основных способов литья, вобравших в себя опыт древнего ремесла и современной технологии изготовления художественных произведений из металла. Применительно к олову это способы барельефного литья, объемного литья и кокильного литья. О каждом из них расскажем подробно.

Барельефное литье.

Характерной особенностью барельефного литья является определенная высота рельефа над фоном - она не превышает обычно 1/3 плоскостных размеров изделия.

Работа начинается с изготовления модели из пластилина. Удобнее всего лепить на стекле или пластмассе (рис. 3). Готовая модель, например, барельеф декоративной решетки или барельефное изображение человека, животного заливается раствором гипса. Готовить его очень удобно в резиновой чаше (срезанные на 1/3 резиновый мяч или медицинская спринцовка); в нее засыпают такое количество гипса, чтобы его вершинка слегка выступала над залитой в чашу водой. В перемешанном виде раствор должен по густоте напоминать жидкую сметану.


Рис. 3

Первый слой гипса наносят на модель кисточкой, не допуская образования пузырьков воздуха в углублениях; затем модель помещается в ограждающую рамку (опоку), которая не позволит гипсу растечься при заливке всего объема (рис. 4). Через 10-15 минут гипс затвердеет и слепок (полуформа) с модели готов. Пластилин удаляют стеком под струей теплой воды.


Рис. 4

При помощи этой же опоки отливают вторую полуформу - цельную пластину из гипса. На ее гладкой стороне прорезают литники и выпоры (рис. 5). Литниками называются отверстия, по которым металл заполняет форму. Выпоры - вспомогательные отверстия, по ним под давлением расплавленного металла воздух и литейные газы выходят из пустот формы.


Рис. 5

Обе полуформы складывают вместе и обвязывают мягкой медной проволокой, шов заливают гипсом. В верхней торцевой части полуформ делают воронку (от дна которой начинается литник), в нее будет заливаться расплавленное олово. Готовую гипсовую форму сушат на очень слабом огне газовой плиты примерно около трех часов при температуре не более 150-200 °С (рис. 6). Нужно следить, чтобы сушка шла медленно, иначе форма может разрушиться.


Рис. 6

После того как изготовление формы заканчивается, можно приступить собственно к литью. Оно начинается с расплавления металла. Для получения качественной отливки важно выдерживать оптимальную температуру расплава. Признаком достижения нужной температуры служит пленка соломенно-желтого цвета, образовавшаяся на поверхности жидкого олова. Расплав такой температуры и следует заливать в форму. Пренебрежение этими требованиями отрицательно скажется на отливке: недогретый металл даст смазанный отпечаток, перегретый (более 360 °С) - перекристаллизует гипс формы, и пары кристаллизованной воды оставят раковины на поверхности отливки.

Остывшую форму помещают в чашу центрифуги, быстро заливают металл и начинают энергично вращать центрифугу в вертикальной плоскости. Под действием центробежных сил расплавленный металл заполнит все мельчайшие углубления формы. Если модель не имеет мелких деталей и значительных углублений, можно обойтись без центрифуги.

Вращение центрифуги продолжается не более полминуты. За это время металл кристаллизуется и застывает. Как только олово в форме застынет, форму опускают в миску с водой. Размокший гипс легко удаляется, и отливка освобождается, с нее срубают весь лишний металл: литники, выпоры и т. д. Если отливка получилась с дефектами - раковинами, недоливами, - нехватку металла можно восполнить с помощью электропаяльника мощностью 80 ватт.

Затем приступают к окончательной отделке. То, что не удалось сделать в пластилине, доводят теперь на металле. Отливку крепят сургучом на деревянной пробке или дощечке и зажимают ее в тиски. Обработку ведут шаберами, чеканами, штихелями.

В процессе обработки олово приобретает блеск, и блики мешают видеть форму. Убрать их можно тонированием раствором медного купороса. Купорос придает изделию серовато-черный оттенок, напоминающий старое серебро. После окончательной полировки тонировку нужно сохранить в углублениях. Таким приемом удается еще больше подчеркнуть рельефность.

Нередко, чтобы уменьшить вес изделия и получить тонкостенную отливку (она меньше подвержена усадочным раковинам), пластилин из первой полуформы удаляют частично, сохраняя только лицевую оболочку толщиной 2-3 мм. Вторая полуформа должна быть выпуклой и соответствовать пустотам оборотной стороны будущей отливки. Для изготовления такой формы на полях первой половины делают полукруглые замковые лунки, а затем вместе с пластилином смазывают ее разделительной смазкой - скипидарной мастикой для полов или мыльной пеной. Вторая полуформа отливается на разделительную смазку поверх первой полуформы. Затем полуформы разнимают и удаляют пластилин. На второй полуформе прорезают литники и выпоры, и на обоих режется литниковая воронка.

Форма для отливки медалей изготовляется примерно так же. Нужно только во время литья размещать ее не строго вертикально, а наклонно, под углом 30-40 градусов. При таком положении отливка медалей идет качественнее.

Объемное литье.

В отличие от барельефного с помощью этого вида литья можно получить выгнутые рельефы, кольца и перстни с орнаментом по всему периметру, полнообъемные фигуры.

Технологию объемного литья опишем на примере изготовления художественного кольца. И в этом случае работа начинается с создания пластилиновой модели. Кольцо задуманной формы лепят микростеками на стеклянной пробирке диаметром 18-20 мм. Не надо огорчаться, если не удается тонко проработать все детали кольца. Из-за мягкости материала этого и невозможно добиться. Вся мелкая доводка пойдет в оловянной отливке.

После того как модель закончена, приступают к изготовлению литейной формы. Разведенный до густоты сметаны гипс наносят в несколько слоев на модель. Первый слой, так называемый облицовочный, толщиной 2-3 мм накладывают тонкой кисточкой. Ее острием заполняют все углубления в пластилине. Большими каплями гипс накладывать нельзя, иначе между гипсом и моделью могут остаться пузырьки воздуха. Второй слой большей толщины наносится стеком, когда разведенный гипс уже начинает схватываться. Далее на модель наращивают гипс так, чтобы скульптурное изображение было внизу, а литейная воронка вверху (рис. 7). Когда форма схватится, ее помещают под струю теплой воды. Пластилин размягчится, и тогда не составит труда вынуть из формы стеклянную трубку.


Рис. 7

Далее под струей теплой воды стеком удаляется пластилин модели. Вынутую стеклянную трубку можно заменить пустотелым гипсовым стержнем, который станет на ее место в блокформе. Стержень делается так: ту же стеклянную трубку обертывают в два слоя мокрой писчей бумагой (рис. 8), бумажное кольцо сдвигают по трубке-пробирке к ее донышку (рис. 9), и образовавшийся бумажный стаканчик до половины наливают гипс. Через 1-2 минуты, когда гипс начинает схватываться, его разгоняют стеком по стенкам и дну бумажного стакана, а затем заделывают гипсом и верхнее отверстие. Полость в гипсовом стержне нужна будет при литье, в ней образуется тот запас расплавленного металла, где соберутся усадочные раковины. Готовый стержень под струей воды вставляют в отверстие формы, слегка поворачивая в обе стороны для притирки.


Рис. 8


Рис. 9

Гипсовую форму необходимо снабдить системой литников и выпоров. Сначала сверлятся литники в стержне, соединяющие его объем с наибольшим объемом формы. Затем стержень вставляют в форму и сверлят основной вертикальный литник между литейной воронкой и полостью стержня. Далее сверлятся выпоры (рис. 10). Мокрая гипсовая форма настолько мягка, что литники и выпоры можно сверлить, держа сверло прямо в пальцах. Сверлить литники и выпоры вполне допустимо и стеком, кончик которого имеет форму круглой лопаточки.


Рис. 10

После сверления стержень нужно вынуть из формы и смыть остатки размельченного гипса. Промытый стержень окончательно вставляется в форму, а две кольцевые щели между стержнем и формой замазываются жидким гипсом. Форма готова к сушке. Сушат блокформу очень тщательно. Операция заливки олова в форму, а также все последующие идут в том же порядке, что и при барельефном литье.

Фигурки человека, животных и т. д. отливают в полнообъемные, неразъемные формы. В этом случае модель лепят из мягкого пчелиного воска или режут из более твердого технического. Для изготовления модели берут металлический стержень и конец его окунают несколько раз в расплавленный воск, чтобы получилась булька - заготовка для лепки. В готовую модель перед формовкой в гипс втыкают два куска тонкой проволоки - они создадут каналы для выпоров. Литник будет образован вынутым металлическим стержнем.

Гипсовую форму изготавливают так, как было описано выше. После отвердевания ее выдерживают в кипятке, пока воск не растает и не выйдет по литнику и выпорам на поверхность воды. Кокильное литье.

Вся история оловянного литья связана с литьем в кокиль. Из дошедших до нас памятников материальной культуры мы знаем, что еще древние литейщики пользовались кокильными формами, и они были разъемными. Изготовляли их из обожженной глины (керамики), известняка и природного гипса-ангидрита. Правда, такие формы были непрочными и служили недолго. Более долговечными оказались формы из природного шифера, змеевика, свинца и бронзы. С 15 века начали применять медь, а с 19 века и по сей день пользуются формами из чугуна и стали.

В домашних условиях кокильные формы можно изготавливать из гипса или абразивных камней. Прочная гипсовая форма получается, если гипс замешивают на жидкости, состоящей из четырех объемов воды и одного объема насыщенного раствора буры. Используют при кокильном литье и так называемый мраморный гипс. Есть два рецепта его изготовления. Первый: на 4 весовых части гипса добавляют 1 часть буры и доводят водой до консистенции жидкой сметаны. Второй: гипс замешивают на растворе столярного клея. Клея в воду добавляют столько, чтобы пальцы лишь слегка склеивались. Следует иметь в виду, что все эти добавки увеличивают время затвердевания гипса.

Кроме гипсовых форм можно использовать формы, изготовленные из абразивных камней (например, для правки бритв) и сланцевых камней. Объемное скульптурное изображение гравируют в их толще. Выпоры прорезают штихелем вокруг изображения и отводят их в стороны вверх. Для заливки олова в разъемных формах вырезают воронку (рис. 11).


Рис. 11

К завершающим операциям по обработке оловянной отливки относятся доработка деталей штихелями и, если нужно, чеканка, гравирования и тонирование. Чеканка и гравирование выполняются обычными приемами, поэтому мы не будем на них останавливаться. Более подробно расскажем о тонировании олова.

Тонирование - изменение цвета - осуществляется химическим способом. На поверхности металла образуется стойкая декоративная пленка, подчеркивающая форму изделия, его рельефность, смягчающая блеск чистого металла.

Вот состав, окрашивающий олово в цвет старого черненого серебра: на 100 мл воды берут 5 г медного купороса и 0,5 марганцевокислого калия. Изделие помещают в раствор, плотность чернения зависит от времени выдержки.

А вот способ меднения (контактного): изделие натирается кашицей из 10 частей кристаллов медного купороса, 1 части хлористого аммония, 1 части поваренной соли, 2 частей мелкого песка и воды. Чаще всего способом контактного меднения тонируют памятные медали.

В заключение хочется пожелать художникам-литейщикам успешного овладения увлекательнейшим старинным ремеслом.

Источник: patlah.ru

СТАРООБРЯДЧЕСКОЕ МЕДНОЕ ЛИТЬЕ

На данный момент специального исследования, посвященного старообрядческому медному литью в Коми крае нет. В 1996 году была опубликована статья Н.Н.Чесноковой (1996), которая предлагает использовать литьё как один из источников по истории формирования этноконфессиональных групп Припечорья.

На территории Коми края медное литьё получило широкое распространение в среде как русских, так и коми старообрядцев, проживающих в низовьях Вашки, верховьях Вычегды, на средней и верхней Печоре. В настоящее время нет информации о существование местного центра производства. Единственное упоминание о литье икон на верхней Печоре встречающемся в отчёте Ю.В.Гагарина (Научный отчет 1967), каких-либо подтверждений не имеет.

Сейчас большинство жителей старообрядческих сел не считает себя староверами: "Мы не староверы, мы - мирские, староверы это те, кто из отдельной посуды ест". Установить каких идеологических принципов придерживались верхнее вычегодские старообрядцы в настоящий момент установить сложно, представлений о толках и согласиях они не имеют, схожую ситуацию можно наблюдать и в других районах. Коми староверы Вашки и Верхней Вычегды считают, что, литьё (кöрт öбраз, ыргöн öбраз) обладает большей благодатью, чем писанные образа; на бытовом уровне объясняют его больше практичностью. На удоре говорят, что металлические образа настоящие, их привозили (ваема тор), делали знающие люди, а писанные -местного производства (ас карöм) (полевые материалы автора 1999).

Литые предметы используются в обрядах, сопровождающих рождение и первые годы жизни ребёнка: при крещении образком освящается вода в купели, крест-распятие кладут в колыбель младенцу, что связано с традиционными представлениями о кресте, как обереге. В свадебной обрядности, складни, образа принято давать в приданое; несмотря на существующий запрет, в ряде случаев разбирают складни, чтобы дочь унесла с собой в дом мужа. Обязательным является наличие литья в похоронной обрядности: в момент положения тела в гроб, при поминании умерших, литые образки и кресты врезаются в намогильные памятники (сейчас не врезают, а приносят с собой на кладбище). Литые иконы, складни, кресты используются для освящение воды во время церковных праздников.

В народной среде существует определенная классификация литья: деление на женские и мужские (по сюжетам, месту хранения - в шевносе уд., инь пов ввч.), личные и выставленные в божнице, мирские и "староверские" (не отличались по изображениям) (полевые материалы автора 1999).

Медное литьё, иное по иконографии, сюжетам используется в аналогичных целях русскими староверами Нижней Печоры; среди коми не старообрядцев оно менее распространено, что позволяет говорить о литье как специфической черте культуры староверов. Учитывая роль литья в обрядах, особенности проведения которых определяют конфессиональную принадлежность, круг предметов не может быть случайным.

Основываясь на иконографических, технологических различиях можно определить, к какому согласию принадлежал владелец, проследить контакты коми староверов со старообрядческими общинами других регионов, а так же связи между общинами внутри республики, более точно определить ареалы распространения старообрядчества.

Удора (дд. Коптюга, Муфтюга, Вильгорт, Острово, сс. Чупрово, Пучкома, Важгорт). Преобладает поморское литье XIX века, присутствуют изделия московсого производства (Преображенка). Следует отметить наличие литья, относящегося к центрально-русской традиции (Гуслицы), предположительно датируемого XVIII веком, это не только образки и складни, но и кресты, имеющие титло"I.H.Ц.H.", подобные предметы встречаются реже, малочисленны (с. Чупрово, Коптюга, Острово).

Считают, что удорские староверы были филипповцами, с 60-х годов XIX века появились скрытники, наличие гуслицкого литья, причём, как правило, более раннего позволяет предположить, что здесь проживали сторонники других толков. О проживании в д. Кирик двух поповцев, сообщает Гагарин Ю.В. (1980). Известно, что гуслицкое литьё было в ходу у староверов - поповцев, а так же то, что кресты с титлой принимали федосеевцы (после 1751 года отделившиеся от них "титловцы").

Староверы Удоры поддерживали контакты с Поморьем, Москвой, Усть-Цильмой (Гагарин Ю.В. 1973).

Преобладание поморского литья позволяет говорить об относительно однородной конфессиональной принадлежности населения указанных деревень.

Усть-Куломский район. В старообрядческих селах Воч, Керчомья присутствует гуслицкое, центрально-русское литьё, большей частью XIX век; поморское, московское (Преображенка-?) литьё XIX века; встречаются экземпляры, датировать и атрибутировать которые затруднительно. Выявить преобладание одной традиции не удалось. Однако, можно назвать наиболее популярные сюжеты: Распятие и изображения Богородицы (сс. Керчомья, Воч). Во время похорон обязательно наличие литого образка на груди покойного, если мужчина, то это должно быть Распятие, если женщина- Богородица (полевые дневники автора 1999). Что подтверждает информацию о проживание в этих селах стороников спасовского (т.н. глухая нетовщина) согласия. Считают, что спасовское медное литье можно отличить по тому, что на оглавии непременно помещался Нерукотворный Образ, и были распространены только 2 вида икон: образы Спасителя и Богородицы (Старообрядчество, 1996).

Медное литье зафиксировано в с. Деревянск - 7 предметов, д. Канава, д. Ваполка- по одному. 6 (образки, складни, крест) определены как гуслицкое литье (большая часть имеет прямоугольное навершие "Спас на убрусе"), 2 складня- поморское (московское-?). В Деревянске литье было изъято из церкви в 20-е годы, в д. Ваполка складень был найден в заброшенном доме.

Учитывая торговые связи с Чердынью, контакты с населением верхней Печоры, можно предположить, что на верхней Вычегде проживали представители других согласий, возможно, поморского, о чём свидетельствует и распространение поморского литья (кресты, складни). Бытование гуслицких крестов и складней XIX века, позволяет предположить, что в этом районе жили староверы- поповцы.

Повычегодье. Из 35 предметов 15 были приобретены в г. Сыктывкаре; 6 - в Сысольском районе(с.Пыелдино); 3 - в Сыктывдинском (с.Палевицы,с.Зеленец); по 2 - в Койгородском, Усть-Вымском, откуда поступили другие неизвестно. Представлено литье разных центров: поморское, московское, гуслицкое. Это складни, иконы, образки, кресты, датируемые XIX веком.

Источник: miriskusstva.ru